Аэрофотосъемка: фото с высоты. История возникновения в России.
Первые шаги.
Аэрофотосъемка – это фотографирование земной поверхности при помощи летательного аппарата, который тяжелее, чем воздух.
Употребление термина «аэрофотосъемка» можно встретить с начала XX столетия и связано это было с использованием самолета в качестве летательного аппарата для получения фотографий с воздуха. Однако сам же процесс получения фото с высоты возник еще задолго до этого – ранее использовались аэростаты для аэрофотосъемки.
Важным этапом послужило изобретение мокрого коллодионного процесса (1851 г.), вытеснившего дагерротипию, что послужило широкому применению фотографического процесса в разных областях науки и техники. Именно тогда и начались эксперименты по получению фото с высоты с применением как привязанных воздушных шаров, так и свободнолетающих аэростатов.
В 1885 году А.М. Кованько возглавляет Воздухоплавательную команду в России, на базе которой через два года формируется Учебный воздухоплавательный парк, где офицеры обучались аэронавтике и воздушному фотографированию.
Опыт первой аэрофотосъемки в России.
Опыт первой фотосъемки с воздуха был произведен А.М. Кованько над Санкт-Петербургом 18 мая 1886 года. Именно этот момент и принято считать началом развития аэрофотосъемки в нашей стране – России. Первый аэрофотоснимок был сделан на высоте 800 метров.
Буквально через 2 месяца был осуществлен уже второй экспериментальный полет на воздушном шаре, принадлежавшем Русскому техническому обществу. В развитии воздухоплавания и аэрофотосъемки это общество сыграло весьма значительную роль. Душой и организатором воздухоплавательного отдела был гениальный русский ученый профессор С.-Петербургского университета Д. И. Менделеев.
Также значительный вклад в дело съемки фото с высоты сыграл В. И. Срезневский из фотографического отдела Русского технического общества. Именно от сконструировал специальную камеру для воздушной съемки. Важным нововведением было то, что объектив этой камеры был уже заранее сфокусирован на бесконечность и надежно закреплен, что избавляло от необходимости производить фокусировку каждый раз, а также камера для аэрофотосъемки была оснащена компасом для ориентирования и отсчета азимута снимка. В качестве кассет на одну пластинку форматом 24X24 см использовались специальные светонепроницаемые чехлы из прорезиненной ткани с белой наклейкой для записей карандашом условий съемки. Фотопластинка вводилась в камеру и вынималась из нее через боковую прорезь. Перезарядка камеры в полете сопровождалась перемещением ее вдоль кронштейнов. Таков был первый отечественный аппарат — предок современных аэрофотоаппаратов.
Получение фото с высоты при помощи привязных воздушных шаров и змеев.
Параллельным процессом в конце 90-х годов XIX века шло развитие привязных шаров для совершения аэрофотосъемки, причем предпочтение отдавалось именно этому способу, поскольку в этом случае удавалось контролировать процесс передвижения и производить аэрофотосъемку именно того объекта, которого было нужно. Они были весьма просты в устройстве и эксплуатации, что привело к появлению своеобразного «спортивного» движения фотографов-любителей по аэрофотосъемке.
В случае с привязными шарами и воздушными змеями явным стал вопрос автоматизации процесса получения фото с высоты. Появлялась масса изобретений по отложенному спуску экспозиции фотоаппарата, а также по способу доставки фотоаппарата в небо. Часто сначала запускался воздушный змей и потом при помощи парусных тележек фотоаппарат для аэрофотосъемки поднимался по лееру наверх.
Применение многообъективных камер для аэрофотосъемки и первые панорамы.
Возникает задача более продуктивного процесса аэрофотосъемки с неуправляемых воздушных змеев и шаров. Мысль развивается в сторону увеличения площади охвата за одну экспозицию. Замечательный русский инженер Р. Ю. Тиле успешно решает эту задачу.
В то время он работал в министерстве путей сообщения и занимался фототопографическими работами для железнодорожных изысканий. Он приходит к мысли о применении аэрофотосъемки для этого. Фотоаппарат перемещался вдоль исследуемого участка железнодорожной трассы при помощи воздушного шара или змея и давал непрерывную панорамную картинку местности с воздуха.
Первый прототип был создан в 1898 году, но реально пригодной для панорамной аэрофотосъемки камера получилась лишь в четвертом исправлении конструкции. Этот многообъективный автоматический фотоаппарат для панорамной съемки с воздуха Р. Ю. Тиле впоследствии назовет «панорамографом».
Аппарат представлял из себя конструкцию из шести наклонных камер, сгруппированных вокруг центральной, седьмой, камеры. Оптические оси боковых камер составляли с линией горизонта углы, равные 30°. Таким образом, при размере каждой фотопластинки в 14X14 см и длине фокусного расстояния объективов в 95 мм, боковые камеры фотографировали линию видимого горизонта, что давало возможность построить по ним ортогональный план, пользуясь изобретенным Тиле специальным прибором – «перспектометром». Прикладные рамки камер Тиле снабдил зубчатыми координатными метками, позволяющими построить на снимках прямоугольную систему координат.
Весьма оригинально осуществил Тиле автоматизацию аппарата, применив для этого им же изобретенный электронивелир. В момент, когда оптическая ось центральной камеры занимала отвесное положение, этот прибор приводил в действие электрические затворы.
Для предотвращения произвольного вращения аппарата для аэрофотосъемки Тиле использовал флюгер. На тот момент изобретенная конструкция Тиле являлась самой совершенной в мире! После такого удачного изобретения «панорамограф» Тиле распространился в различных вариациях и во многих других странах.
Такими были этапы начального развития аэрофотосъемки в России , а также зарождение такого направления как панорамная аэрофотосъемка.
Вы можете связаться с нами, задать любые вопросы по аэрофотосъемке, узнать цены на услуги по съемке с воздуха, а также заказать аэрофотосъемку или виртуальный тур с воздуха.Заказать аэрофотосъемку или съемку 3D панорам и виртуальных туров с воздуха